?

Log in

No account? Create an account
Заметки Замоскворечанина
О городе, архитектуре и искусстве
Станция Суворовская. Концепция-1. 
16th-Dec-2012 02:48 pm
flame
Пару месяцев назад был на одной выставке художников. Среди экспозиции монументалистов было выставлено несколько проектов-концепций для новых станций метро (чаще всего для Суворовской на кольцевой). Эти концепции художники разрабатывали по доброй воле с подачи союза художников ("Авось, какой-нибудь проект возьмут на реализацию"). Покажу сегодня один из проектов, висевших в самом начале и отличающегося наличием исполненных макетов. Сначала слово авторам Е.В.Мунцу, А.И.Фоминой, Ф.А.Буху:
"Концепция оформления станции Суворовская основана на 2 условиях:
1. Станция находится на кольцевой линии, следовательно, на наш взгляд, не должна противоречить стилистике других станций этой линии.
2. Решение должно быть связано с образом А.В.Суворова - гениального полководца, мудреца и аскета".


Казалось бы слова правильные, логичные и остается только похвалить авторов. Но дальнейшее описание шокирует: "Чтобы избежать ретроспеции сталинского ампира (гранита, бронзы, золота) выбран принципиально аскетичный материал - крой из железного листа, что дает условный объем и снижает пафос стиля 40-50х г.г. Афоризмы Суворова будто набросаны кем-то на картушах, которым возвращается их первоначальный смысл - клочки бумаги".

Но почему? Зачем? Зачем снижать пафос сталинского стиля, если остальные 12 станций выполнены именно так. Чтобы одна из них принципиально выделялась своей непохожестью? Да, я согласен, что не стоит делать какую-либо копию, но можно же выдержать стиль, использовав качественные материалы для отделки. Ладно, теперь картинки:

suv3
 Вид станции Суворовская.

Мы видим типовую современную станцию глубокого заложения, по типу тех, что сегодня проектируются для Люблинской линии, на пилоны которой чужеродно приставили какие-то картуши, а на путевые стены непонятные накладки. Хотя здесь нужно признать: дело даже не в оформлении, которое предлагают художники, а в самой архитектуре станции - ну не должна быть такой типовой станция на Кольце. Что бы тут не приставили, не повесили - будет смотреться плохо и чужеродно. Модернизм не предусматривает синтеза, он попросту не имеет для этого органических пространств.

suv1 
Металлический рельеф люнета перед эскалатором.

suv2 
Украшение торца Суворовской (?)

suv4 
Пример картуша

Цитаты и афоризмы на картушах, повествующие о Суворове, считаю слишком прямолинейным раскрытием темы. Что называется "в лоб".
А вы что скажете?
Comments 
16th-Dec-2012 12:00 pm (UTC)
Чувак на третьей фотке на Мюнхгаузена похож.
16th-Dec-2012 12:19 pm (UTC)
Ну да, это они у Суворова так "пафос снизили". А как вам вообще проект?
16th-Dec-2012 12:21 pm (UTC)
Что сказать, убожество.
Я вообще не представляю 13-ю станцию на кольце, особенно сооружённую именно теперь, когда все и во всём разочарованы. Вот и здесь отбыли номер, ни уважения к какому-то там Суворову, ни тем более любви и желания соорудить ему памятник нет и не предвидится. Ну кто он, автор афоризЬмов? Тоже мне, деятель, а его именем ещё и станцию называют, ну на, получи свои поучения на кровельной железке.
16th-Dec-2012 12:31 pm (UTC)
В "пафосные" времена сделали бы мраморный барельеф или бюст в торце, на пилонах поместили бы рельефы со сценами из битв. Но я не представляю всего этого в такой серой архитектуре.
16th-Dec-2012 12:39 pm (UTC)
ИМХО, уже в "пафосные" времена не потянули бы ничего подобного "родным" станциям Кольцевой. Они искренние, страстные, если можно так сказать, эта страстность сдерживается архитектурными формами, т.е. они с трудом вмещают то, что хотелось создать. Пафос - это когда форма просто заменяет содержание. Ну а теперь и формы уже нет, про содержание и говорить нечего.
16th-Dec-2012 12:44 pm (UTC)
Совершенно ничего общего с другими танциями кольевой не имеет. Впрочем, Горьковская/Тверская тоже не в кассу. И новый зал Дзержинской/Лубянки.

Почему так, если учесть, к примеру, что созданные одновременно с Горьковской Баррикадная, Пушкинская и Кузнецкий мост очень стильные станции я не понимаю...

А вообще метровские архитекторы гонят очевидную халтуру - это заметно и в Дмитровском радиусе и в ТПК. Впрочем, Кожуховская линия смотрится интереснее.
16th-Dec-2012 12:55 pm (UTC)
Халтура как результат отсутствия конкурсного проектирования и желания создать что-то типовое, как требовал Собянин.
16th-Dec-2012 01:23 pm (UTC)
Так типовое в конструкциях не означает типовое в архитектуре.

В конце концов с типовыми лужковскими односводами умудрялись сделать что-то интересное.

Здесь хоть какое-то упоминание о Суворове есть, а на Фонвизинской и того не планируется.

А что до отсутствия конкуренции - так как-то умудрились сделать Славянкий бульвар, к примеру?
16th-Dec-2012 01:34 pm (UTC)
Славянский бульвар я расцениваю как кризис мыслей, кризис образа слова "славянский" у архитекторов. Они не смогли или не захотели обдумывать эту тему и прибегли к готовому решению - взять французский стиль столетней давности и повторить его. Да, вышло качественно :)
16th-Dec-2012 01:42 pm (UTC)
Хоть так :)

Боюсь, что если бы взяли расхожие ассоциации со словом "славнкий" то получилось бы хуже.

А как вам Новокосино? Дуршлаг на стенах, но из-за высоких стен мне понравилось больше приплюснутого Строгино...
16th-Dec-2012 04:06 pm (UTC)
Уродство. Лучше бы взяли какой-нибудь нереализованный проект тех лет.
16th-Dec-2012 07:36 pm (UTC)
да, уродливо выходит
17th-Dec-2012 06:49 am (UTC)
На картуше в словах "ученье" последняя буква исправлена?
17th-Dec-2012 07:47 am (UTC)
Видимо да)
ну делали на общественных началах, отразили свой полет фантазии - поэтому строго их судить тоже не стоит)
4th-Jan-2013 07:38 pm (UTC)
Чтобы избежать ретроспеции сталинского ампира <...> и снижает пафос стиля 40-50х гг.
__________________________
да упаси Боже, если тупые медвепуты решат сделать 1:1 как в сталинские годы.
Сколь ж они тогда украдут!!

Сама станция - не отвратительная аки брежневизм какой-нить, но "не должна противоречить стилистике других станций этой линии" явно мимо кассы.
Кстати, "Курская", за исключением вестибюля, тоже какая-то серая и невзрачная...

Edited at 2013-01-04 07:41 pm (UTC)
5th-Jan-2013 08:00 am (UTC)
Курская красивая в своей простоте, за что и получила сталинскую премию. В 1950 году начался курс на простые вещи, за них и давали премии (дом Жолтовского на Калужской тоже без излишеств в целом).
Но даже Курская намного качественнее этого проекта: чего стоит только одна проработка осветительной арматуры: своеобразные люстры в центральном зале, люстры-ладьи в боковых, торшеры из художественного стекла (символы изобилия всякие), полученного методом выдувания и т.д. Здесь же люстр нет совсем, что отличает сталинские станции от современных. На Курской есть фриз, оригинальная проработка потолка в месте перехода...нет этих дурацких подвесных плит, свод цельный, не конструктор лего как на современных.
5th-Jan-2013 08:43 am (UTC)
Из 2го абзаца я понял только "здесь же люстр нет совсем, что отличает сталинские станции от современных". )))
Я же ни черта не понимаю в строительном деле...

"Добрынинская" тоже какая-та серая и невразчная и, как мне кажется, слегка отдаёт конструктивизмом. Если бы не мозаика в вестибюле...

В 1950 году начался курс на простые вещи, за них и давали премии (дом Жолтовского на Калужской тоже без излишеств в целом).
___________________________
Не может быть! А как же ВСХВ, кое строилось в 1951-54 гг.???

P.S. А что при Сталине не успели реализовать в московском метро после войны?
Предлагалось ли линия в Фили (ибо нынешняя де-факто та же электричка) и/или на Воробьёвы горы (нынешняя станция тупа до безобразия)?
Знаю, что Тимирязевский и Рижский радиусы должны были встречаться у Трубной, далее идти по линиям Бульварного кольца и встречаться во 2й раз где-то в районе нынешней "Полянки". Далее Тимирязевский радиус идёт по маршруту Калужского радиуса, а Рижский по маршруту Серпуховского радиуса.
3rd-Feb-2013 07:09 am (UTC)
Жуть какая!
Однозначно согласен с автором поста!!
17th-Apr-2013 08:07 pm (UTC)
Столько красивых идей напрашивается под Суворова, а они афоризмы на фольге. Эх:(
А не знаете... где можно последить/поучаствовать в конкурсе?
Я бы точно не стал избегать ретроспекции сталинского ампира:)
17th-Apr-2013 08:24 pm (UTC)
Эти варианты были созданы художниками МОСХа на добровольной основе ("авось что-нибудь понравится архитектору"). Серый мраморный проект облицовки вроде как разработан-принят метрогипротрансом и они сами будут выбирать, что на него еще навесить.
This page was loaded Dec 14th 2018, 1:39 pm GMT.