flame

Дневникое

В пятницу, несмотря на ледяной дождь, добрался до выставки non-Fiction. Было очень много всего интересного. Купил несколько килограмм книг: по ленинградскому аванагарду и прочей архитектуре. И книжечку Никонова о кризисах прихватил. На стойке "Москва которой нет" даже бесплатно дали книгу о доме Мельникова, удалось пообщаться с автором книги и внучкой архитектора, Так что вернулся с хорошими впечатлениями.
Еще одна приятную новость узнал в тот день: управа Замоскворечья и районная газета выдвинула меня на соискание самой престижной премии ЦАО г.Москвы "Общественное признание" в номинации "Хранитель времени" за изучение метро и прочего арха. Ну, конечно, премии мне не видать (слишком конкуренты знатные), но все равно приятно.
Кстати тема сталинского метро (хоть я ей и не занимаюсь сейчас плотно) потихоньку пополняется некоторыми интересными фактами, фотками, мыслями, на которые я не обращал внимания. Может получится как-нибудь сделать что-то интересное).
flame

Заимствования из классического наследия

Купол Парк культуры

Как известно советская архитектура в 1940-50-е годы тщательно занималась "освоением и переработкой" классического наследия. Но многие из архитектурных элементов и деталей были взяты практически непереработанными, похожими на свои "исходники". Сейчас занимаюсь поиском таких похожестей и заимствований по Кольцевой линии метро. Друзья, может кто-то из вас узнавал в станциях и вестибюлях  метро источники вдохновения архитекторов?
flame

Меркуров об архитектуре

  меркуров стадион Динамо
С.Д. Меркуров за работой над барельефом для стадиона Динамо.
В первые годы нашего строительства многие думали, что быть архитектором - значит владеть рейсшиной, лекалом и циркулем. Забыли о том, что не все построенное - архитектура и не все вылепленное - скульптура. Во всех городах, независимо от природных, климатических, национальных и других особенностей этих городов, торжествовали бетон, стекло и плоские крыши. Упадочническая буржуазная архитектура почему-то была объявлена пролетарской. Комнаты новых домов напоминали камеры одиночного заключения: шкафы в стене, привинчивающаяся к стене кровать. Страна покрывалась серо-черными однообразными коробками. Скульптура была решительно изгнана. При всем желании ее негде было и ставить. Понадобилось авторитетное вмешательство партии, чтобы кое-кого одернуть (Луначарского? - мое прим.) и дать верное направление архитектурному строительству.
  Однако часть строителей пошла по линии наименьшего сопротивления. Маятник, качнувшись резко "влево", качнулся "вправо". Архитекторы обложились классическими увражами и приступили к "творчеству". Даже недостроенные здания спешно переделывались под "классику". Появились портики, колоннада, скульптура - рельефы и фигуры. Громадный театр, напоминающий по внешнему виду большую колбасную фабрику, в один-два дня переделывался, конечно, на бумаге, не то в Колизей, не то в термы Каракаллы.  
Collapse )
flame

Гольц о конструктивизме.

 golz
Г. П. Гольц и др. Прядильная фабрика в Ивантеевке Московской области. 1927—28.
  В первые годы Октября почти все мастера наших пространственных искусств пытались освободиться от старых традиций и канонов. Это было, конечно, время воинствующего аналитического критицизма. Тогда взяли верх функционалистские устремления. Многие мастера (уж не говоря о посредственностях и эпигонах) занялись сознательным логизированием, изобретательством: искусство зодчества было мало-помалу сведено к аскетизму, к ограничению техническими задачами, а не деле господствовал формализм. Стали механически заимствовать для архитектуры формы из области техники, быта. Появились дома-пароходы, дома-коробки, дома геометрической формы и т.д.
  Архитектура, переставая быть искусством и теряя свойства, присущие зодчеству, пытаетсяформалистически захватить готовые формы техники, не считаясь с их происхождением и назначением. Конечно, здесь меньше всего приходится жаловаться на засилие техники. Дело не в ней, а в некоторой бескрылости исканий мастеров, паразитарно использующих внешние формы инженерно-технических конструкций.
  Катапульта во времена греко-персидских войн безусловно сыграла важную роль. Но о ней память хранят только исследователи-специалисты. Ее современник Парфенон остается одним из радостнейших переживаний  всей человеческой культуры. И для того чтобы увековечить себя, эпоха отнюдь не должна строить свой репрезентативный храм в виде катапульты.
  Г.Гольц. Из речи на первом творческом совещании архитекторов, скульпторов и живописцев. Декабрь 1934.
flame

Бункер Сталина в Самаре

Resize of DSCF4439

В продолжение начатой постом ранее темы. Когда был в Самаре, по совету френда elenaleila все-таки сходил в так называемый "бункер Сталина" - подземное сооружение под административным зданием в центре Самары для укрытия верховной власти Союза на случай переноса столицы сюда. Как известно, в 1941-42 годах у советских войск дела были совсем плохи и возникла реальная угроза сдачи Москвы врагу. Запасной столицей был выбран Куйбышев, удобный по расположению, ландшафту и снабженный водой.
Само собой, что город с таким статусом должен был иметь хотя бы одно хорошее бомбоубежище для центральной власти. Поэтому  в город в срочном порядке эвакуировали работников Метростроя и оборудование для сооружения бункера. Метрострой был единственной на тот момент организацией, способной построить такие вещи.
Collapse )
flame

Бункер под Главным павильоном ВДНХ


Еще весной удалось побывать в так называемом "бункере" под Главным павильоном ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ, наконец, дошли руки выложить фотографии. Конечно, это не глубинный бункер, а всего лишь бомбоубежище, расположенное в подвале здания, но все равно взглянуть на него достаточно интересно.
Collapse )

flame

Заметки о Самаре. Часть 3.

Сегодня завершаю выкладывать свои самарские наблюдения. С первыми двумя частями можно ознакомиться здесь и здесь. В этом обзоре: модерн, сталинки и немного метро.

Resize of Rotation of DSCF4497
На улицах Самары. Чем не Прага?
Collapse )
flame

Заметки о Самаре. Часть 2.

Во второй части своих фотографий из Самары хотелось бы поделиться с вами видами зданий эпохи конструктивизма, коих очень много в центре города рядом с площадью Куйбышева. Чаще всего конструктивистские домики бывают небольших размеров (даже вспомнить различные клубы в Москве), но тут я был удивлен огромными зданиями со сплошным остеклением!

Resize of DSCF4540

Это огромное здание с закругленными ризалитами - штаб Приволжского военного округа. Выстроен на рубеже 1920-1930-х.
Collapse )
flame

Задачка

Как-то давно я размещал у себя в ЖЖ задачку, которая потом наделала много шума на радио из-за своей политической подоплеки. Сегодня на просторах интернета попалась другая, не менее оригинальная. Мне кажется, так с юмором можно увлечь детей математикой.